Пьяца дель Пополо - центральная площадь города. На площади возвышается венецианский дворец пятнадцатого века, в котором в настоящий момент находится мэрия. Перед ним на двух типичных венецианских колоннах стоят статуи святых заступников Равенны – Аполлинария и Виталия Миланского.
|
|
Базилику Сан-Витале начали строить в 527 г. после того, как епископ Равенны вернулся из Византии. Она названа в честь канонизированого мученика Виталия Миланского, который наряду со св. Аполлинарием, считается покровителем Равенны. Внутренняя отделка создавалась разными авторами в 546—547 гг. Впоследствии конструкция базилики несколько видоизменилась: в частности, в 13 в. у неё появилась колокольня, а в 16 в. из-за угрозы затопления всю базилику целиком подняли над уровнем земли. Клуатр (крытую обходную галерею) перестроили в середине 16 в. Колокольня была уничтожена в результате землетрясения, и ее отстроили заново в 17 в.
Первоначально внешний облик базилики был довольно сдержан и скромен. В общих чертах таковым он остается и сегодня. Это восьмиугольное сооружение с простыми и гладкими наружными стенами и барабаном-многогранником в классическом римском стиле. Изнутри стены отделаны мраморными плитами, но только снизу; пол также выложен простым плиточным узором.
Ещё одна достопримечательность базилики Сан-Витале — раннехристианские гробницы, которые помещены в галереях. Из них особенно выделяется мраморная гробница экзарха Исаака 5 в. Гробница декорирована рельефной резьбой с сюжетами из Ветхого Завета.
|
|
Интересна внутренняя конструкция купола: он держится на восьми опорах, которые образуют в центре базилики ротонду. Между главными столбами в ней размещены аркады в два яруса. Всё это создаёт удивительный эффект: внутри базилики, в самом центре, много света, тогда как в наружных галереях царит таинственный полумрак. Такая игра света максимально выигрышно подает мозаики в пресвитерии и апсиде (алтарной части) базилики.
На мозаиках Сан-Витале изображены раннехристианские сюжеты, портреты императора Юстиниана и его жены со свитой, фигуры ангелов и каноничные сюжеты Торы - жертвоприношение Авеля, явление ангелов Аврааму, получение Моисеем скрижалей и др. |
|
|
Рядом с церковью Св.Виталия находится мавзолей римской принцессы Галлы Плацидии. Именно здесь можно увидеть самые старые городские мозаики из тех, что дошли до наших дней.
Мавзолей носит имя дочери императора Феодосия: считается, что он был построен по её приказу. Однако что касается «мавзолейности» сооружения, то она сомнительна: Галла Плацидия не была здесь похоронена. Вероятно иавзолей использовался как часовня. В архитектурном плане мавзолей Галлы Плацидии представляет собой кирпичную постройку в ломбардском стиле: её отличают толстые стены и небольшие, напоминающие бойницы окна. Прошедшие века несколько перекосили конструкцию, поскольку уровень земли за это время поднялся на полтора метра. Длина мавзолея немного не дотягивает до 13 м, ширина — чуть превышает 10 м. Посередине, в перекрестии, помещена прямоугольная башня с плоским верхом без купола или каких-либо украшений.
Резко контрастирует с суровым и лаконичным внешним обликом интерьер мавзолея. Практически весь он изнутри выложен мозаиками. В 1908 г. и без того небольшие окна постройки были прикрыты плитами из алебастра, подаренными королём Вистором Эммануилом III. После этого слабый свет, который попадает в помещение, получил особенно мягкий тон, благодаря чему мозаики приобрели медовый оттенок и таинственную ауру.
Все мозаики мавзолея представляют собой завершённые картины на разные исторические и библейские сюжеты, так или иначе связанные между собой. Особенно примечательна невероятная насыщенно-синяя мозаика внутреннего купола мавзолея, изображающая ночное небо со звёздами и крестом. По углам художник поместил символы четырёх апостолов. Частично мозаики выполненны в античных традициях: золотые звезды на синем небе, пасущиеся у озера олени, пьющие воду голуби, увитые золочеными виноградными лозами арки. |
|
|
Баптистерий Ариана был выстроен в 5—6 вв., при короле Теодорихе, примерно через 50—100 лет баптистерия Неона, и для того, чтобы отличать второй от первого, новый баптистерий получил своё название. Мозаика баптистерия была выложена, очевидно, сразу после постройки. После того, как во второй половине 6 в. арианство было запрещено, баптистерий превратили в ораторий Санта-Мария-ин-Космедин, а с 18 в. и до начала 20 в. им владело частное лицо. К моменту начала Второй мировой войны небольшой и не слишком-то презентабельный снаружи баптистерий вплотную окружили более поздние здания, но война благополучно избавила его от этих добавлений.
В баптистериии на куполе выложена сцена крещения Христа, мозаика в позднейшем баптистерии Ариана выполнены в более примитивном, геометризированном стиле.
Остготы были сильны в золотой ковке, но не в художественной мозаике. Поэтому есть серьезное подозрение, что мозаики в баптистерии Ариана, как и до того в православном баптистерии Неона, выполняли православные христиане.
Кроме мозаики купола, в баптистерии нет никаких элементов декора: стены совершенно голые. Однако так было не всегда. Во время археологических изысканий на полу баптистерия было найдено около 170 кг тессеры (кубиков для мозаики).
|
|
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе была выстроена в 16 в. на месте захоронения первого епископа города, св. Аполлинария. Здесь можно увидеть ранние мозаики периода правления императора Юстиниана, что выделяет базилику из ряда других «мозаичных» достопримечательностей города: это последние по времени создания из сохранившихся в Равенне мозаик. Базилика в числе других семи раннехристианских построек входит в число объектов Всемирного наследия.
Как и базилику Сан-Витале, эту церковь строили на средства частного лица — греческого ростовщика. В 549 г. строительство было завершено, но только после того, как в процессе случайно были обнаружены мощи святого. Так как новая базилика находилась за пределами городских стен, из соображений сохранности мощи переместили в Сант-Аполлинаре-Нуово в 856 г., и обратно они были возвращены только почти 900 лет спустя. Сегодня мощи помещены в главный алтарь.
В архитектурном плане эта базилика представляет собой внушительное кирпичное здание, длинное и узкое, отделанное снаружи двойными арками в стиле лангобардов. Длина постройки превышает 55 м, ширина — более 30 м. К церкви примыкает внушительная колокольня-кампанила высотой 37,5 м.
Внутри базилика поделена на три нефа колоннадами с дюжиной колонн с каждой стороны. Капители колонн декорированы византийцами растительными мотивами. Колонны смотрятся особенно красиво благодаря серому цвету мрамора, который везли сюда специально для этого из Греции.
На аркаде, которую держат колонны, размещаются фрески-медальоны с портретами епископов Равенны. Пол базилики когда-то был сплошь мозаичным, но теперь следы той отделки можно увидеть только в нескольких углах.
Замечательные мозаики базилики создавались с 6 по 9 вв. и украшали её интерьер, по-видимому, повсеместно. Но после того, как город захватили венецианцы, похозяйничавшие внутри церкви, из всех мозаик остались только те, что были в апсиде. Тем не менее и они представляют собой бесценное наследие Равенны. По этим мозаикам хорошо видно, как изменялись в течение веков и техника, и взгляды на символический смысл отделки церквей. Мозаики Сант-Аполлинаре-ин-Классе более плоские, более схематичные, нежели, к примеру, в Сан-Витале. При этом в них использовались без экономии довольно драгоценные материалы: мрамор, самоцветы, золото и разноцветные куски стекла.
Сюжеты мозаик также нетипичны для византийских: к примеру, в апсиде можно увидеть картину Преображения Господня, в которой Спасителя символизирует отделанный самоцветами крест. Помимо евангельских сюжетов в разных частях базилики можно также найти сцены на сюжеты из Ветхого завета. Поздняя мозаика фронтона также довольно необычна: 12 апостолов изображены на ней в образе овец.
|
|
|
Строительство базилики Сант-Аполлинаре-Нуово было завершено в 526 г. рядом с королевским дворцом, от которого до наших дней дошли только развалины. Наиболее ранние мозаики базилики относятся к периоду правления Теодориха и, соответственно, к временам готов-арианов. После того, как Равенну захватил римский император Юстиниан I, все священные арианские здания были переданы православным христианам, так что базилика была освящена заново, в честь св. Мартина Турского. Мозаики принялись уничтожать либо перекладывать, а вдоль северной и южной стены выложили новые.
Своё теперешнее название церковь получила в 856 г., когда сюда были перемещены мощи св. Аполлинария, и храм опять освятили заново. Так как в городе уже существовала церковь, освящённая в честь покровителя города, к названию базилики прибавилось «Нуово».
В 10—11 вв. к базилике пристроили колокольню, а в 16 в. — портик из мрамора. В этот же период пол церкви подняли на метр с лишним из-за опасности затопления, повреждив оригинальные мозаичные полы.
Мозаики выложены на стенах и сводах базилики в три ряда. Здесь можно увидеть сюжеты из Нового Завета, включая чудеса и страсти Христовы, святых, ангелов, пророков и мучеников.
От арианского периода в базилике сохранилась не только часть мозаик, но и несколько других декоративных элементов: в частности, рельефный престол и амвон в главном нефе.
Особенно интересны самые верхние мозаики нефа. К сожалению, рассмотреть их простому посетителю невооружённым глазом практически невозможно. А они стоят того: эти картины очень тонко сработаны, что доказывает наивысший уровень мастерства тех, кто их создавал.
|
|
|
Баптистерий Неона (или иначе — баптистерий православных) — это самое старое из дошедших до наших дней здание в Равенне, возведено на развалинах римских бань примерно в 4—5 вв. Название «баптистерий православных» она получила для того, чтобы отличаться от другого баптистерия города — Арианского. Второе имя баптистерию дали по имени епископа Неона, при котором и были выполнены изумительные внутренние мозаики (с середины по третью четверть 5 в.).
Мозаики баптистерия носят следы античного влияния более ранних периодов. Все картины внутри баптистерия можно поделить на три группы по местоположению и по смыслу: каждая группа занимает свой ярус по высоте. На нижнем изображены пророки и орнаменты, а на самом верхнем, изнутри купола — Иисус Христос. В целом все мозаики как бы схематически изображают небесный град Иерусалим.
Рядом с баптистерием находится Кафедральный собор (Дуомо) и башня X века.
|
|
|
Мавзолей Теодориха был выстроен остготским королём как будущее место своего последнего упокоения и стал уникальной для Равенны достопримечательностью чисто готического сооружения.
Это небольшая башня из известняка с центральным куполом диаметром около 10 м. Купол мавзолея был вытесан из единого куска камня весом 300 тонн. Поднять такую махину наверх в те времена никак не могли, поэтому мавзолей пришлось засыпать землёй целиком, втащить по накату этот купол, а затем землю разбросать. Купол украшен 12 вытесанными "скобами", необходимыми для транспортировки и установки.
После того, как Равенна попала в руки римского императора Юстиниана, останки Теодориха вытащили из мавзолея, который стали использовать как капеллу. Так что сегодня в мавзолее Теодориха никто не похоронен: тёмно-красный саркофаг стоит пустым.
Рядом с мавзолеем разбит парк на месте прежних городских валов.
|
|
Крепость Бранкалеоне была построена в Равенне венецианцами в 15 в. после завоевания города Венецианской республикой. Над входом в крепость сохранились 2 барельефа - со львом св.Марка и с мадонной
|
|
Городские ворота
|
|
Городская сторожевая башня двенадцатого века, также известна как падающая башня, укреплена солидными стальными полосами и имеет угол наклона не меньше чем пизанская.
|
|
В Равенне находится могила Данте, который вынужден был бежать из родной Флоренции в 1301 г., когда ратовавшие за примирение с гиббелинами "белые гвельфы", к которым он принадлежал, потерпели поражение. Три последних года своей жизни 1318-1321 Данте прожил в Равенне. Он был похоронен в церкви Сан Франческо пока в 1780 г. не был построен специальный мавзолей. Рядом находится музей Данте.
|
|
Базилика Сан-Франческо перестроена из базилики 5 века, основанной равеннским епископом Неоном и посвящённой апостолам Петру и Павлу. В X-XI веках базилика была полностью перестроена и освящена в честь св. Петра (Сан-Пьетро-Маджоре). В период реконструкции к базилике была пристроена колокольня высотой 33 метра. В 1261 году базилика была передана монахам-францисканцам и получила своё нынешнее посвящение в честь святого Франциска Ассизского.
Как и все другие древние сооружения Равенны, церковь св. Франциска со временем осела в мягком городском грунте. Во время раскопок в 1879 г. на глубине 3,5 м ниже нынешнего уровня грунтовых вод был раскрыт пол с мозаикой V века и латинской эпитафией основателю церкви, епископу Неону.
Под полукруглой апсидой находится затопленная крипта X века с мозаичным полом, а в воде плавают золотые рыбки. В боковых нефах сохранились элементы первой церкви: скульптурные фрагменты VI века и украшенные саркофаги.
|
|
Узкие городские улицы и Дворец провинции
|
|
Базилика Святой Агаты ин Маджоре (5 в.)
|
|
Базилика Сан-Джованни-Евангелиста была построена в 425 году по приказу Галлы Плацидии. В X веке была пристроена колокольня высотой 42 метра, в XIV веке простой кирпичный фасад был украшен мраморным готическим порталом. Сразу за городом начинаются поля подсолнухов.
|
|