Древняя Моца - город в наделе колена Биньямина (ИбН. 18:26), с которым отождествляют руины Хирбат Бейт-Миза (около 5 км к западу от Иерусалима).
Недавно, при строительстве новой дорожной развязки были открыты следы святилища и поселения, относящегося к керамическому неолиту (VIIII тыс. до н.э.). Святилище представляло собой большое круглое в плане здание из необожжённого кирпича. В нём были обнаружены вырезанные из доломита статуэтки барана и дикого быка, свидетельствующие о том, что Тель-Моца была культовым местом уже в то время.
|
|
2012 году при прокладке дороги на холме Тель-Моце был раскопан ранее неизвестный храм эпохи царей. Дорогу, в результате, построили над раскопками. Уникальность храма состоит в том, что он располагался недалеко от храма Соломона и функционировал в одно время с ним.
Этот храм, построенный в X-IХ вв. до н.э., функционировал до конца VIII в. до н.э., когда Хизкияhу запретил служения во всех иных храмах кроме Иерусалимского и даже повелел уничтожить Нехуштан — медного змея, сделанного Моше во время перехода из Египта в Ханаан.
Археологи открыли массивные стены храма, центральная ось которого располагалась так, что его двери открывались на восход солнца, храмовый двор с большим квадратным алтарём и жертвенниками, а также хранилища священных сосудов. Планировка храма позволяет предполагать, что он спроектирован так, чтобы первый луч солнца, появлявшегося из-за горизонта в день летнего солнцестояния, попадал на алтарь храма. Она находит значительные аналогии в филистимском храме, раскопанном Йохананом Ахарони в 1950-х в Араде, а также в храмах Беэр-Шевы и Лахиша. |
|
Среди приношений в храме были обнаружены статуэтки животных в упряжи и многочисленные керамические головы бородатых мужчин. Аналогичные головы хорошо известны в филистимских храмах, расположенных на средиземноморском побережье, так что и храм в Тель-Моце следует рассматривать, как построенный под филистимским влиянием. |
|
Рядом с жертвенником находится яма , где были найдены кости жертвенных животных. Среди них не было обнаружено останков ни одного некошерного животного.
Храм в Тель-Моце располагался на месте предшествовавшего ему древнего святилища. Такие святилища, или «мацевот», находились на доминирующих над долинами горах и представляли собой каменные стелы или деревянные столбы, служившие непосредственно предметом поклонения, и стоявшие перед ними алтари и жертвенники из массивных необработанных камней.
Несмотря на широкую известность этих культовых мест в Библии, храм в Тель-Моце – первый раскопанный храм такого типа в пределах Иудейского царства, потому что все языческие храмы были разрушены по указу Хизкияhу.
Рядом с храмом были обнаружены склады зерна.
Судя по масштабности складов, археологи предположили, что в Тель-Моцу свозили запасы зерна из окрестных селений, а затем продовольствие отправляли в Иерусалим. В пользу этого говорит и то, что топоним Моца переводится с иврита как «начало, исходная точка».
|
|
В начале новой эры после Иудейской войны, согласно Иосифу Флавию, Тит поселил здесь 800 римских ветеранов (Война 7:217), и было основано поселение Колония Эммаус, упоминаемое в Талмуде (ТИ., Сук. 4:3, 546) Вот его раскопки (на заднем плане дома современной Моцы).
|
|
Началом современного возрождения древней Моцы было строительство в 1860 г. еврейского постоялого двора на пути в Иерусалим - "дом Елина". В том же году в Моце был куплен первый в стране участок для еврейского земледелия.
В 1894 г. иерусалимское отделение организации Бней-Брит создало там мошаву, жители которой пытались заниматься сельским хозяйством и наладить промышленное производство. В 1898 г. Т. Герцль посадил там кипарис, принятый по ошибке за библейский кедр.
В начале XX в. в Моце было построено одно из первых промышленных предприятий в стране (по производству черепицы из местной известковой глины). В 1923 г. был открыт санаторий «Арза» (от эрез — кедр на иврите), принадлежащий больничной кассе Клалит (рядом с деревом Герцля). Вот синагога, построенная рядом с "домом Елина".
|
|
Здесь же построили свою гостиницу и арабы. Вот ее остатки
|
|
Во время арабских беспорядков в 1929 г. семь жителей Моцы были убиты, а поселение частично разрушено и покинуто жителями, но в 1933 г. оно было восстановлено и рядом с ним на склоне горы Кастел основано поселение Верхняя Моца (Моца-Илит), а ранее существовавшее получило название Нижняя Моца (Моца-Тахтит).
|
|
Моца - мозаика на синагоге.
Фото: А.Энтовой
Текст взят из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
|
|