|
Этот кентавр из собора и мечети (а можно вспомнить, что до мечети там стояла вестготская базилика, а до нее римский храм) называется одновременно и Мескита (Мечеть - Mezquita, исп.) и Кафедрал ( Catedral - Собор) .
Первое впечатление после попадания внутрь - непризвольное возмущение против дикого смешения арабско-мусульманской и христианской символики: богоматерь с младенцем или другие святые вписываются внутрь узорчатых арабских арок, посреди мраморно-мозаично-восточного великолепия - стоящие в готическом хоре резные кресла темного дерева с библейскими сюжетами, минарет переделан в колокольню, массивные двери закрывают прежние входные арки, и так на каждом шагу |
|
Представьте себе огромный и низкий зал (примерно полторы на полторы сотни метров при высоте не превышающей 12 метров), чья крыша держится на восьми сотнях колонн, украшенных двухъярусными арками, так что вдоль нефа они напоминают ряды пальм, чьи листья выкрашены на манер бело-красной зебры ). Освещение дают только тусклые светильники, потому что окна не предусмотрены, а лишь широкие входные арки. Эти сотни теряющихся в полусумраке однообразных (хотя и собранных со всего завоеванного исламом мира) колонн поражают именно своей однотипной многочисленностью, как парад, где сотни и тысячи в одинаковой форме маршируют в ногу.
|
|
Единственное разнообразие составляют ажурные арки и мозаика молельных ниш - михрабов, расположенных на противоположной от входа южной стене.
|
|
Такой была эта мечеть до 13 века - времени завоевания Кордовы христианами и такой она оставалась с незначительными изменениями вплоть до 16 в. когда внутрь мечети врезали огромный готический собор. Просто взяли и внедрили его в самый центр этой огромной мечети, образовав невероятное смешение стилей и культов.
Первый раз мы осматривали мечеть днем, вместе с огромным скопищем таких же щелкающих фотоаппаратами туристов и, как я уже говорила, у меня непроизвольно зародилось желание - убрать, перенести на другое место всю эту бело-золотистую готику, чтобы не мешала бродить по единообразно-сумрачному бело-красному пальмовому лесу. Во второй раз я решила придти в Соборо-Мечеть к 8:30 утра, когда, во-первых, впускают бесплатно, так как в соборе совершается утреннее богослужение, а, во-вторых, посетителей гораздо меньше и можно оценить весь этот "шаатнез" без помех. Побродив под низкими сводами и утомившись их однообразной красивостью, я обнаружила, что собор уже не кажется мне помехой, а, наоборот, поджидает заблудившегося в чаще колонн как приятный сюрприз, как солнечная поляна посреди густого и мрачного леса. Его высокие окна (некоторые из них украшены витражами) впускают достаточно света, чтобы дать возможность рассмотреть и оценить как вознесенные на пол-сотни метров вверх и украшенные лепниной готические перекрытия и купол, так и находящиеся внизу хоры и алтарь. В сравнении с коротенькими колоннами мечети (их высота не превышает трех метров, остальное добавляют арки) высокие готические своды выглядят как баобабы на фоне пальм . Впрочем, сам по себе, будучи построен где-нибудь в отдалении, этот собор возможно не был бы особо выдающимся и оригинальным. Но встроенный в середину мечети он имеет одну уникальную особенность - у него нет стен! Вся эта высоченная махина опирается всего на несколько собственных мощных угловых колонн, да еще на многочисленные колонны-пальмочки прежней мечети .
|
|
Мандельштама в свое время поразил "крестовый легкий свод" Нотр-Дамского собора и он писал в стихотворении «Notre Dame»:
...Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес...
Что же можно сказать об этих даже не дубах, а готических баобабах выросших при арабских пальмах! Особенно впечатляет то, что подпружные арки собора наблюдателю практически не видны, так как снаружи Собор-Мечеть представляет собой лишь прямоугольник высоких ограничивающих его с четырех сторон стен. И даже с башен находящейся рядом королевской резиденции Алькасар над стенами Собора возвышается только купол да колокольня, перестроенная из бывшего минарета. |
|
|
Архитектура арабской мечети распространялась вширь и имела четкий горизонтальный ориентир - направление на Мекку (которое почему-то в этой мечети не выдержано и молельные ниши смотрят в сторону юга). Христианско-католическая готика устремлялась в небеса. Их сосуществование в пространстве кордовского Мечете-Собора только подчеркивает такое различие направлений. Культурная перпендикулярность объединенных в одном кентавре мечети и собора сразу бросается в глаза, в отличие от межкультурной гармонии на которой настаивали многие путеводители, но для меня она осталась неразгаданной загадкой. Собор возвышается над плоской мечетью, прорастает сквозь нее, уходит в высоту и подавляет ее сумрачную и низкую широту.
|
|
Не ощутил такой гармонии и Гейне, писавший от лица своего лирического героя в стихотворении "Альмансор" о колоннах кордовского Собора-Мечети:
...«О могучие колонны!
В честь Аллы вас украшали,
А теперь служить должны вы
Ненавистным христианам!
Покорилися вы року -
И несёте ваше бремя
Терпеливо; как же слабый
Человек не присмиреет?»....
...Снится: он опять в соборе
С наклонённой головою
Молчалив стоит и слышит
И глухой и мрачный говор.
Слышит - ропщут, негодуя,
Исполинские колонны,
Не хотят терпеть позора
И колеблются со стоном.
Покачнулись - треск и грохот;
Люди в ужасе бледнеют;
Купол падает в осколках…
Воют боги христиан.
|
Еще фото Испании:
Еврейский квартал Кордовы, Испания
Алькасар и другие виды Кордовы, Испания
|