|
СЕБАСТИЯ - СТОЛИЦА СЕВЕРНОГО ЦАРСТВА
Ко мне приехали родственники из Москвы. Они приезжают уже не в первый раз. Куда повезти их на экскурсию? Знакомый многим вопрос, не правда ли?
По Иерусалиму они гуляли, на Масаду поднимались, в вылизанной туристской Кесарии и в новеньком "старом Яффо" были. Люди они пожилые, ехать далеко им тяжело, и мы решили погулять где-нибудь поблизости, благо погода стояла чудесная, "миндаль цветет и солнышко сияет", - как поется в израильской детской песенке.
Живем мы в Западной Самарии. Очаровательный поселок. Белые домики с красными крышами. По соседству лес, посаженный когда-то по приказу иорданского короля Хусейна. Спасибо королю, благодаря этому лесу государственные и находившиеся во времена британского мандата в собственности частных еврейских владельцев земли можно безошибочно отличить от сельскохозяйственных угодий окрестных арабов. Домики теснят лес и вместо хвойных деревьев жители высаживают акации.
На соседних холмах - такие же поселки. Между холмами - арабские оливы. Олива - удивительно неприхотливое дерево. Оно не требует никакого ухода, а польза от него огромная: кроме ежегодного урожая, через 10 лет олива может принести своему владельцу и право собственности на землю (согласно турецкому законодательству, унаследованному британскими, потом иорданскими, а потом израильскими властями, человек, обрабатывающий в течение 10 лет участок земли, может претендовать на владение им).
Недалеко от нас, рядом с таким же, но более старым поселком находится древняя столица Израильского (Северного) царства - Шомрон - Самария - Себастия. Сохранившаяся часть крепости и амфитеатр принадлежат городу Себастии, возведенному древними римлянами на руинах древнееврейского Шомрона. Рядом же расположена вполне современная небольшая арабская деревня, носящая имя Себастии. Итак, наш выбор пал на древнюю столицу Израильского царства.
В связи с обострением "мирного процесса" мы поехали в Себастию не одни. Пригласили соседей из нашего дома, из соседнего дома и из соседнего поселка. Учитывая упомянутое выше обострение, детей решили не брать, и в пятницу поздним утром наша процессия выехала на трех автомашинах. В них сидели 13 (несчастливое число!) человек, включая:
- четверых пожилых людей (далеко за шестьдесят);
- четырех женщин (одна на восьмом месяце беременности);
- одного мальчика 15 лет (все-таки уже не ребенок);
- одного члена президиума Сионистского форума
- и одного члена Академии Наук бывшего СССР.
Известно, что два еврея могут составить три партии. А у нас к тому же были две карты: одна - "километровка", другая - в туристическом путеводителе. После долгих споров мы решили машины оставить в еврейском поселке Шавей-Шомрон и кратчайшей дорогой следовать к Себастии. Цветущий миндаль сопровождал нас всю дорогу. Араб с пятью детьми, встретивший нас в начале дороги, испуганно посторонился. Зато, когда мы дошли до деревни, жители выглядывали из окон и из ворот, чтобы полюбоваться на это странное зрелище: евреи в штатском и без охраны топают по главной улице и еще у всех спрашивают дорогу!
Дорогу нам указывали охотно, несмотря на то, что мы отвлекали людей от работы. Хоть была пятница, выходной день для мусульман, большинство встреченных нами на улице арабов работали. В центре деревни прогуливались несколько молодых людей с холеными лицами и в белых рубашках. В ответ на наш вопрос один из них, презрительно взглянув на нас, сказал: "Себастия - это здесь, и никакой другой Себастии нет!" В конце концов, пройдя через деревню, мы взобрались на холм и почувствовали, что идем верным путем: придорожные участки были огорожены поваленными римскими колоннами и обломками барельефов. Итак, еще рывок - и мы у цели.
Вид с холма открылся чудесный. Мы стояли на самом высоком из окрестных холмов. Отсюда нам были видны несколько арабских деревень и еврейских поселков. И холмы, зеленые холмы, а там, внизу, в дымке - прибрежная равнина, район Нетании.
Путеводитель нас не обманул: и крепостные башни, и амфитеатр, и ряд римских колонн дышали тем первозданным очарованием, которое уже исчезло из реставрированных Бейт-Шеана и Кесарии. Там все имеет законченно музейный вид, а здесь - рядом с. раскопанной частью - нетронутый холм.
Холм, и ты не знаешь еще, что в нем таится. Впрочем, кое-что из таящегося нам показали.
Например, торг.
В разгар наших восклицаний и фотографирования "на фоне" к нам подошел один из показывавших дорогу арабов и предложил купить "давар атик". Мы, конечно же, сразу заинтересовались. Еврейский гость из Москвы проворчал, что "эти евреи и на прогулке находят возможность поторговаться". Нам было предложено довольно много монет - древнееврейских, римских, эллинских (по утверждению продавца). Сразу между нашими спутниками завязался спор и все сошлись на том, что:
а) дороже эти монеты изготовить, чем найти тут настоящие;
б) хоть мы и поощрим его покупкой на дальнейшее разграбление памятника, однако вспомним, что стало с находками в Синае, а тут в свете обострения "мирного процесса"...
И, наконец,
в) деньги небольшие, а очень хочется.
Итак, поторговались. Араб утверждал, что это стоит тысячи долларов, мы - что у нас нет с собой ни шекеля. Купили несколько монеток по 25-30 шекелей каждая.
За этими приятными занятиями мы и позабыли, что пониже нас ждут двое уставших спутников, которые отказались лезть на самый верх. Мы забеспокоились и стали к ним спускаться. Беспокойство наше не было напрасным.
Когда мы спустились, нас насторожили арабские выкрики и шум. Сверху кидали камни, а наши продавцы-проводники кричали что-то по-арабски. Судя по тому, что камнепад прекратился, либо их крики, либо наше появление прервало эту "народную арабскую забаву". Не на шутку озабоченные, мы решили обратно вернуться другой дорогой. Наши старики устали. В арабской деревне уже, видимо, сообразили, что к чему, и пришли в себя от нашего нахальства.
Сверху мы увидели ту, другую дорогу из путеводителя, по которой можно подъехать почти к самым раскопкам. Трое водителей быстро сбежали вниз, напрямик, без дороги и появились с машинами минут через двадцать. К этому времени обстановка оставалась неясной. Арабские мальчишки появились в пределах видимости, но камнями не кидались и даже вступили в контакт с нашим мальчишкой, выяснявшим их намерения.
Однако стоило нам начать рассаживаться по машинам и повернуться, к, ним спиной, как мы стали снова удобной мишенью, и в нас полетели камни. Мы на это отреагировали бурной дискуссией с выкриками "я 6уду прикрывать отход", "не делайте глупостей" и т.д. Так или иначе, с горки мы спустились и по машинам расселись без потерь. На обратном пути мы остановились на дороге сорвать веточку цветущего миндаля.
"Не так важно действие, как его переживание и осмысление". Не знаю, кому принадлежит эта; фраза, но не думаю, что у такой красивой мысли не найдется автора-экзистенциалиста. Переживание происходило на террасе. Дискуссия велась бурно и беспорядочно, как она и ведется в большинстве случаев. Не забыли помянуть - и "чеченский вопрос". "Уровень агрессивности в Израиле повысился со времени моего прошлого приезда", - констатировал академик из Москвы.
А потом пришла царица-суббота, и все разошлись встречать ее в меру своих сил и разумения.
| |