Главная  Статьи  Книги  Фотографии  Ликуд  О сайте  Биография  English  Hebrew

За что сидит Таня Соскина?

Photo: Tatiana Soskina

       9 февраля Надья Фауда, израильтянка, арабка, состоявшая с конца 80-х в террористической организации, была признана виновной в шпионаже в пользу одной из арабских стран, находящихся с нами в состоянии войны. С помощью организованной ею группы она собирала и передавала врагу важную стратегическую информацию и нанесла значительный ущерб безопасности Израиля. Хайфский окружной суд приговорил ее к 3 годам, из которых 4 месяца - в тюрьме, а остальное - условно. Фауда уже давно на свободе.
       Месяцем раньше Иерусалимский окружной суд приговорил Таню Соскину, израильтянку, еврейку тоже к 3 годам, из которых 2 года заключения и 1 год условно. На суд Таня была доставлена в ручных и ножных кандалах. К этому времени Таня уже полгода находилась под арестом - все то время, пока длилось следствие - с 27 июня 1997 года. Сейчас Таня отбывает наказание в тюрьме "Неве Тирца" в Рамле.

Неужели она настолько опасна для общества, что ее следовало наказать строже, чем пойманную с поличным арабскую шпионку?
Вот ее история. Таня приехала в Израиль в августе 1990 года из Свердловска (ныне Екатеринбург). Ее родители-врачи откладывали свой переезд в Израиль. Все знают, какие проблемы с работой даже у первоклассных врачей предпенсионного возраста. Отец Тани врач-патологоанатом, кандидат наук, - сейчас он председатель еврейской городской общины. Мать ее недавно репатриировалась, чтобы хоть как-то помочь дочери.
Таня приехала совершенно одна. Училась в колледже и поступила в училище "Бецалель". Первые 3 года она, как новая репатриантка, была освобождена от платы за обучение. Когда стало нужно платить, ей пришлось бросить учебу и начать серьезно работать, чтобы скопить деньги на продолжение обучения, так как помочь ей в этом было некому. Летом 1996 года родители прислали ей деньги на билет, и она поехала в Россию повидаться с ними. К этому времени у нее накопились проблемы со здоровьем. Полгода в Свердловске она проводит, лечась у психиатра по поводу депрессии. Подлечившись, в начале 1997 года Таня возвращается в Израиль, работает дизайнером и подрабатывает где придется, чтобы иметь возможность продолжать учебу в "Бецалель".
Что в это время происходило в Израиле? Была проведена передислокация, а проще говоря, отступление ЦАХАЛа из Хеврона. С тех пор еврейские жители Хеврона подвергаются непрерывной атаке со стороны арабов: во двор Бейт-Адассы летят камни и бутылки с зажигательной смесью.
Создается впечатление, что армия и полиция бездействуют. Палестинская полиция, которая обязана наводить в таких случаях порядок, выступает вместе с погромщиками, а их начальник топчет израильский флаг.
Как реагирует страна на этот погром? Все средства массовой информации подробно показывают арабов, кидающих камни и "бутылки Молотова", и позорно прячущихся еврейских солдат, получивших инструкцию не реагировать. На экранах телевизоров не видно ни испуганных еврейских мамаш, ни плачущих детей, ни разбитых окон еврейских домов. Время от времени показывают, как какой-нибудь "умник" из Кнессета заявляет, что все эти неприятности - из-за евреев Хеврона, и призывает выселить их, как это сделали английские мандатные власти в 1929 году. Итак, "вдова сама себя высекла", и, как всегда, в еврейском погроме евреи обвиняют самих евреев. Стоило ли 50 лет укреплять еврейское государство, чтобы получить такой галутный результат?
Конечно, большинство взрослых разумных людей утешают себя тем, что этот шаг вынужденный, что нужно уважать соглашения, подписанные предыдущим правительством, возможно, даже против воли большинства. Что наша армия сильна, и если уж совсем станет невмоготу, то мы дадим достойным отпор, и т.д. А кто-то, чтобы не расстраиваться, просто не смотрит телевизор и не читает в газетах о политике. А кто-то, чтобы снять с себя ответственность за судьбу евреев Хеврона, бодро декларирует, что они ведь сами и добровольно там поселились, а могли бы жить и в северном Тель-Авиве.
Друзья Тани говорят, что ее всегда отличала повышенная чувствительность к несправедливости. У нее было детское желание исправить "все и сейчас". К сожалению, этим детским желанием немедленно достичь своей цели отличаются и многие взрослые люди - возьмите хоть лозунг "Шалом ахшав". С другой стороны, в этом есть глубоко национальная черта, ведь не зря наши мудрецы говорили: "если не я, то кто; и если не сейчас, то когда?"
Возможно, если бы Таня не считала, что всем безразличны жители Хеврона, если бы она видела, что их бедственное положение обсуждается и вызывает сочувствие, что люди возмущены унижением достоинства символов государства - флага и армии, возможно, в этом случае ей не пришло бы в голову немедленно бежать и делать что-нибудь.
Таня не могла понять, почему евреи отвечают по всей строгости закона за вынужденную самозащиту, а арабы нападают и остаются безнаказанными.
The pig-cartoon, by Tatiana Soskin
Итак, 25 июня Таня Соскина приехала в Хеврон с пачкой картинок, на которых изображена свинья, читающая Коран. Она была задержана и после допроса ее отпустили. На следующий день, когда она снова попалась в Хевроне патрулю ЦАХАЛа, ее задержали окончательно и завели уголовное дело. При обыске у нее нашли карикатуры. В разговоре со следователем Таня не отпиралась, а честно рассказала, что сама их нарисовала и хотела их развесить. (Заметьте, Таня только собиралась их распространить, но не сделала этого, что отмечено в решении суда).
Танин лечащий психолог на суде рассказал, что, по его наблюдениям, Таня страдает душевным расстройством, выраженным в резкой смене настроений. Это приводит к хаотическому поведению и ослаблению контроля над своими поступками. В возбужденном состоянии она может совершить поступок, в котором позднее будет раскаиваться.
Тюремный психиатр нашел у Тани отклонения в поведении, неадекватные реакции, быструю смену настроений. Судебная психиатрическая экспертиза признала у Соскиной неадекватные реакции, но в медицинском заключении признала ее вменяемой и отвечающей за свои поступки.
Во время следствия Таня находилась в тюрьме. Израильская пресса превратила эту историю в скуп. Все полгода, что длилось следствие, пресса облыжно обвиняла Таню в распространении карикатуры. Именно израильские СМИ сделали из мухи слона; именно они распространили ее рисунок на весь мир. С их помощью "дело о свиной листовке" обошло весь мир, раздувая национальную рознь. А так как до этого о погромах в Хевроне мировая пресса не распространялась, то теперь, после "свиной листовки", арабские бесчинства в Хевроне стали считаться ответом на провокацию и получили легитимацию.
В обвинительном заключении Т.Соскиной фигурирует целый ряд пунктов: расизм, попытка порчи имущества, попытка оскорбить религиозные чувства, создание угрозы жизни на дороге и поддержка террористических организаций. Разберем каждый из этих пунктов.
Пункт 1: расизм. Параграф 144 "алеф" УПК Израиля гласит: "Расизм - это преследование, унижение, выражение враждебности, антагонизм, привнесение раздора в общество или его часть из-за цвета кожи или принадлежности к какой-либо расе или национально-этнической группе". Если судить по нашим СМИ, то 95% населения Израиля (или израильских СМИ) можно завтра же привлечь за привнесение раздора и выражение враждебности к тем или другим национально-этническим группам. Что касается Соскиной, то она не выражала враждебности к мусульманам, но всячески возмущалась их агрессивным поведением по отношению к евреям.
Пункт 2: попытка порчи имущества и Пункт 3: попытка оскорбить религиозные чувства. Обратите внимание на слово "попытка". То есть обвинение не доказало, что чья-то стена или окно были испорчены наклеенной листовкой. Таким образом, вся вина Соскиной заключается в том, что она НАРИСОВАЛА листовку со свиньей и МОГЛА БЫ ее вывесить. Для сравнения, рядом с листовкой Соскиной, "изданной" в 20 экземплярах, в статье приведены карикатуры, напечатанные в израильских газетах тиражом в сотни тысяч и антисемитские карикатуры в арабских газетах. В этих карикатурах оскорбляются как религиозные, так и светские чувства большей части еврейского населения Израиля. Их авторы не понесли никакого наказания.
Пункт 4: создание угрозы жизни на дороге, то есть бросание камней в арабскую машину. Это серьезное обвинение, и максимальное наказание за него - 20 лет тюрьмы. Тысячи арабов занимаются этим последние 12 лет и даже придумали этому занятию название - "интифада". Имеются многочисленные жертвы, а много ли вы знаете случаев, когда за подобное преступление их хотя бы привлекали к ответственности (не говоря уже о наказании тюрьмой)? Нет, эти люди ходят в героях и объявляют себя "защитниками справедливых требований арабского народа". Что ж, тогда Таня защищает справедливые требования еврейского народа.
Пункт 5, последний: поддержка террористической организации. Это обвинение основано на том, что Таня надела желтую маечку, на которой сама нарисовала кулак и слово "Кахане". Это похоже на символ запрещенной партии КАХ. Хотя партия КАХ и запрещена, но ни в каком суде не было доказано, что она является террористической. Зато такие организации, как ООП и "Хамас", до сих пор находятся в списке запрещенных террористических организаций. Понес ли кто-нибудь ответственность за переговоры с ООП? Или из тех, кто на массовых митингах поддерживает "Хамас" криками: "Смерть евреям!"? И куда тогда смотрит министр юстиции, объявивший, что правые экстремисты равны "Хамасу"? Выходит, что не равны, раз их сажают только за желтую маечку.
"Закон суров, но он закон", то есть закон для того и издается, чтобы его соблюдали все граждане без исключения, и чтобы все его нарушители были одинаково строго наказаны.
В данном случае налицо неоправданно строгий приговор. В деле Т.Соскиной израильская полиция и израильский суд показали всю свою силу и действенность. Создается впечатление, что кому-то выгодно представить одну неуравновешенную новую репатриантку как страшный экстремистский заговор правых сил, как подпольную организацию, включающую этих "не знающих, что такое демократия, русских".
После вынесения приговора адвокат Т.Соскиной подал апелляцию в Верховный Суд. Через полгода 8 июля Верховный Суд отклонил апелляцию.
До сих пор Таню продолжают вызывать на допросы о ее связях с жителями Кирьят-Арбы и Хеврона. Сейчас, когда назначен новый генеральный инспектор полиции, шумное раскрытие дела о "еврейском подполье" было бы кому-то весьма на руку. Сейчас, когда стали активно заниматься правонарушениями полицейских против граждан (особенно новых репатриантов), раздутое дело Т.Соскиной кому-то очень поможет в защите "чести мундира". Неважно, что из-за раздутого израильскими СМИ и прокуратурой "дела о свиной листовке" пострадал престиж Израиля. К сожалению, журналисты и люди, сидящие в полиции и прокуратуре, в первую очередь заботятся о своих интересах, а уж после о государственных. (Нечто похожее происходит и с делом о "свиной голове", созданным ШАБАКом).
Таня Соскина - репатриантка, с проблемами здоровья - мало кому интересна: Таня Соскина - "расистка и террористка", выгодна многим. Это находка для тех, кто недоволен новыми репатриантами, слишком быстро освоившимися в политической жизни Израиля. Для тех, кому не нравится, что еврейские жители Хеврона не желают снова, как в 1929 году, отдать свои дома погромщикам. Для тех, кто, не брезгуя ничем, желает сделать скуп для газеты или продвинуться в чинах по служебной лестнице, проявив бдительность и разоблачив "террористку".
Soskin's home page
К счастью, не только такие люди интересуются Таней. Друзья Тани навещают ее в тюрьме и открыли ее страницу в Интернете. Они рассказывают, что Таня держится достойно, несмотря на тяжелые условия. Она не может писать письма родным, так как в тюрьме нет цензора, знающего русский язык. С трудом она получила разрешение держать в камере бумагу и краски. Таня заботится о других арестованных: она просила своих друзей собрать одежду для русских девушек, работавших здесь нелегально. Их арестовали летом, а выслали зимой, и кроме "расистки" Тани позаботиться о них было некому.
В Израиле заключенных, как правило, освобождают после отбытия двух третей срока. Будем надеяться, что для Тани не сделают исключения и в ноябре, после 16 месяцев тюрьмы, она выйдет на свободу.

"Новости Недели", 14.07.98


Реакция арабского члена кнессета Абд эль-Малек Дахамше против "Новостей Недели"
      Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 © Ася Энтова