Вернемся в каждый поселок!
Поселение Хомеш было основано в 1980 году, до этого на холме
существовал только армейский пост. Свое название (от ивритского
слова "хамеш" – пять) он получил в результате обратного перевода с
древнегреческого. Название «пента кумия» (пента – пять по-гречески)
означает объединение пяти деревень в районе древней столицы
северного царства Израиль. В этом значении оно упоминается в
мозаике древней синагоги в Бейт Шеане. Местные арабы сохранили его
в имени близлежащей деревни Фандакумия (Звук "п" в арабском языке
отсутствует). Сама столица - Шомрон, переименованная римлянами в
Себастию, находится на несколько километров южнее. Там сохранились
многие римские постройки – храм, театр. Культурный слой времен
еврейского северного царства еще как следует не раскопан.
Хомеш занимает стратегическое положение. Он находится на высоте 650
метров над уровнем моря и отсюда открывается обзор на всю северную
Самарию, Галилею, Хермон и прибрежную полосу до Ашдода. Хомеш
нависает над перевалом хребта, отделяющего северную Самарию от
центральной: дорога сюда поднимается из района Нетании,
переваливает через хребет и спускается к шестидесятому шоссе на
Иерусалим и к поселкам западной Самарии, лежащим в получасе езды от
Тель-Авива. Из Хомеша открывается вид сверху на расположенный рядом
Шхем. Дома Хадеры, Нетании и Герцлии отсюда можно наблюдать
невооруженным взглядом. Важно это место и с точки зрения экологии –
именно здесь собирается большинство подпочвенных вод, питающих
прибрежную равнину.
До 23 августа 2005 года в поселке проживало около тридцати семей –
светских и религиозных. Жили дружно, опровергая слухи о
проблематичности такого соседства. В рамках шароновского плана
выселения-"итнаткут" жители были выселены из своих домов. Многие из
них до сих пор не получили компенсации и не имеют постоянного
жилья.
Выселение четырех поселков Серной Самарии (Хомеш, Ганим, Кадим и
Санур) было бессмысленным даже с точки зрения идеи "отделения".
Армия, лишившаяся своих постоянных постов, все равно вынуждена
постоянно тут находиться. Только благодаря армейскому присутствию в
Северной Самарии города Нетания и Хадера еще не разделили участь
постоянно обстреливаемого "касамами" Сдерота. Понятно, что в
отсутствии гражданской базы работа армии становится намного
тяжелее.
Возможно, именно поэтому командование Центрального округа пошло на
уступки и дало разрешение на марш "Возвращение в Хомеш". Правда
армия разрешила только пеший десятикилометровый поход, запретив
проезд машин далее Шавей Шомрона. Запретила она и пронос груза,
опасаясь, что тогда люди могут закрепиться в Хомеше надолго. Боясь
препятствия со стороны властей, люди стали съезжаться в Шавей
Шомрон еще с вечера, но, по договоренности с армией, остались в
поселке до утра. В понедельник 26 марта рано утром первые группы
вышли из поселка Шавей Шомрон и направились пешком туда, где раньше
стоял поселок Хомеш.
Весной самарийские холмы удивительно красивы. Они покрыты свежей
травой и усеяны цветами всего спектра радуги – от красных анемонов
и маков, малинового шалфея и розового дикого льна до
светло-фиолетовых цикламенов и глубоко синих васильков, турмусов, и
диких ирисов. На высоких холмах позже, чем в долине отцветает дикий
миндаль, и его белые лепестки падают в густую траву как снег. В эту
пору гулять здесь по отлогим холмам истинное удовольствие, но
участники марша съехались в Самарию не просто для того, чтобы
наслаждаться великолепием природы.
Сама идея акции "Возвращение в Хомеш" возникла спонтанно. Не только
его бывшие жители, но и многие другие не могут смириться с вопиющей
бессмысленностью произведенного разрушения. В декабре 2006 года, в
праздник Ханука сотни людей поднялись на холм и зажгли на
развалинах Хомеша ханукальные свечи. Бывшие жители Хомеша и Са-Нура
(и далеко не только они) готовы вернуться сюда и жить на первых
порах в палатке, отстраивая поселок. Да и армия, по-видимому, не
прочь восстановить в районе Хомеша свой постоянный пост.
Тысячи людей пришли сюда потому, что чувствовали: эти цветущие
холмы – это их земля, она принадлежит им по праву. Это право они
готовы доказывать, путешествуя по ней пешком, застраивая, заселяя и
возделывая ее. Так же как пионеры-сионисты считали необходимым
собственный труд на своей земле, так и нынешние сионисты-"дети
холмов" считают обязательным прикоснуться к своей земле, ходить по
ней, жить с ней в согласии. Одна из девушек легко проделала весь
путь босиком. Было видно, что для нее это привычно и естественно.
"Так ближе к земле", - сказала она.
Не стоит думать, что сионистами сегодня остались исключительно
поселенцы. Среди участников марша были люди из Хайфы и Бат Яма,
Реховота и Нес-Ционы, то там, то здесь слышалась русская речь.
Среди организаторов были члены самых разных партий национального
лагеря: Ликуда, НДИ, Национального единства, Мафдаля, Ямин Исраэль.
В организации принимали участие многие добровольческие организации:
"Возвращение в Хомеш", "Штаб Севера", "Еврейское руководство",
"Штабы городов", "Женщины в зеленом", "Профессора за сильный
Израиль", "Еврейское сердце" и другие. (Стоит отметить, что Совет
Поселений, действительно обладающий организационными и финансовыми
возможностями, в этой акции участия не принимал). Подъем в Хомеш,
по сути, стал не очередной демонстрацией или акцией протеста, а
выражением желания широких слоев израильского общества вернуться на
свою землю. Это особенно важно в канун праздника Песах,
исторического праздника свободы ("Хаг Херут") и возвращения евреев
на Землю Израиля.
Люди пришли сюда потому, что чувствовали – эту землю отобрали у нас
несправедливо, выселение привело лишь к усилению террора и нам
необходимо вернуться. Вернуться в Хомеш, вернуться в Гуш-Катиф,
вернуться к себе, к своей земле и к еврейскому самосознанию.
К трем часам дня тысячи людей добрались до вершины холма. В это
время некоторые из поднявшихся рано утром уже стали спускаться
вниз, а навстречу им другие группы продолжали подъем. Над холмом
вновь стал развеваться израильский флаг - спустя полтора года после
выселения. В Хомеше сохранились только асфальтовые дорожки и
лестница – все, что осталось от строений густо заросло весенней
травой. На этих полянах одновременно разместилось более двух тысяч
людей. Они устанавливали палатки, разводили костры, разговаривали и
смеялись. На единственном неразрушенном строении - водонапорной
цистерне подняли флаг оранжевого движения, и рядом с ней
разместился организационный центр. К вечеру часть народа
отправилась обратно на приехавших автобусах, зато по ночной дороге
вверх продолжали подниматься все новые и новые участники, желающие
остаться в Хомеше на ночь. Маленький ослик вез на спине продукты
для остающихся. На следующий день предполагалось празднование
брит-милы сына одного из изгнанников Хомеша.
Во вторник, когда пишутся эти строки, армия все еще допускает
свободный проход, но запрещает подвоз еды и продовольствия. Не
известно как она дольше поступит с желающими отстроить Хомеш. На
сегодня постоянное физическое присутствие там не главное. Главное –
что Хомеш возвращается к нам в нашем сознании, в понимании того,
что мир придет, только если строить, а не разрушать, сажать, а не
выкорчевывать, заселять, а не отступать.
Фото автора. На снимках:
Античный храм в Себастии
Вид из Хомеша на море и прибрежные города
Подъем на Хомеш
Подъем на Хомеш
На главной улице Хомеша
Оранжевый флаг на водной цистерне
Вид на Шхем
"Секрет", 1.04.2007
|